Ситуация
В пищевом производстве есть много нюансов, касающихся работы с покупателями. У молочных продуктов небольшой срок годности. Продукция, которую произвели сегодня, завтра должна лежать на полках магазинов. Торговые точки каждый день присылают заказы, а администраторы АО «ЗМК» распределяют их и планируют график погрузки автомобилей. Это делается в ручном режиме и занимает у администраторов целый день.
Задачи
Заказчик обратился в implecs, чтобы:
-
автоматизировать загрузку заказов, которые присылают на электронную почту федеральные сетевые магазины;
-
ускорить составление графика погрузки автомобилей, учитывая грузоподъемность машин и время доставки в торговые точки;
-
создать дополнительные обработки, которые упрощают работу операторов логистики.
Решение
АО «ЗМК» важно глубокое погружение в задачу со стороны разработчика 1С. Это возможно, если специалист доступен в любое время и может быстро подключиться, чтобы решить проблему или реализовать новую функциональность. Поняв пожелания по формату работы, мы приступили к решению задач.
Автоматизировали график погрузки машин
Операторы заказчика каждый день составляют график погрузки автомобилей, где распределяют время погрузки и зоны доставки. Погрузка происходит ночью и занимает 40 минут на каждый автомобиль: с 00:00 по 00:40, с 00:40 по 01:20 и так далее.
Операторы традиционно работали с Excel. Они проверяли, кто из водителей может ехать, по какому маршруту, во сколько нужно прибыть в магазины, и руками сводили все данные в огромную иерархическую таблицу.

График погрузки автомобилей в Excel, который операторы составляли каждый день по несколько часов
Заказчик попросил разработать новый функционал в 1С:ERP, который формирует график погрузки в автоматическом режиме. При этом были условия:
-
за каждым водителем закреплена своя зона доставки: если обычно человек ездит в Казань, то его нельзя назначить на самарский маршрут;
-
для каждого маршрута определен период погрузки, чтобы водителям хватало времени на дорогу в магазины;
-
на погрузке одновременно могли стоять 14 машин — по количеству ворот на складах. При этом десять ворот могли принять автомобили большой грузоподъемности, а остальные — только легкие «каблучки». Грузовик не может заехать в маленькие ворота, а «каблучок» — в большие.
Мы создали регистр: занесли грузоподъемность ворот и связали данные с водителями, автомобилями, маршрутами и периодами погрузки. Теперь при нажатии на кнопку водители автоматически распределяются по времени, воротам и зонам доставки.

График погрузки, созданный автоматически в 1С
Если на какой-то диапазон погрузки претендует 15 машин вместо 14, то лишний автомобиль сдвигается на другой период. Сначала мы просто переносили последнего водителя на любой свободный диапазон, но заказчик попросил скорректировать правила. Если водитель приехал с 1:00 до 2:00 и ему не хватило места, не нужно перебрасывать его на диапазон с 4:00 до 5:00, потому что там свободное окно. Вместо этого его нужно сдвинуть строго на следующий диапазон: с 2:00 до 3:00. Если с 2:00 до 3:00 все занято, то последняя машина диапазона сдвигается дальше — с 3:00 до 4:00. Таким образом все водители остаются примерно в своих диапазонах и успевают развезти продукцию вовремя.
Если возникает ситуация, когда свободных окон совсем нет, водитель в документе отмечается красным. В таком случае оператор вручную перемещает его в другой диапазон.
Благодаря этой доработке операторы больше не тратят несколько часов на составление графиков. Они распределяют машины одним нажатием кнопки, печатают документ и отдают его водителям.
Автоматизировали создание заказов из электронных писем
«ЗМК» поставляет продукцию в торговые сети. Магазины каждый день присылают заказы в виде Excel-файлов. Операторы проверяли почту, скачивали присланные файлы и вручную создавали заказы.
Дополнительно приходилось сверять наименования продукции, так как названия сетей не совпадают с названиями «ЗМК». Например, магазин заказывает «Творог детский 5%», а в базе комбината это «Детский творог 100 граммов 5% жирности». Чтобы сопоставлять названия магазинов и «ЗМК», операторы вели отдельную таблицу. Все это занимало много времени.

Письмо от магазина с заказом на продукцию в Excel-файле
Заказ с наименованиями, которые не совпадают с базой «ЗМК»
Мы предварительно уточнили, могут ли магазины изменить формат Excel-файлов и согласовать наименования продукции с «ЗМК». Оказалось, нет. Тогда, чтобы автоматизировать загрузку заказов, мы создали обработку, которая учитывает все эти нюансы и разгружает операторов.
Теперь 1С по расписанию подключается к почте, парсит Excel-файл, сопоставляет названия товаров, создает заказы и присылает письмо с результатом. Операторы видят два письма: первое от магазина, второе автоматическое с готовым заказом. Если заказ обработан успешно, в письме от 1С написано: «Торговая точка обработана в документ Заказ клиента». Если появляются ошибки, в письме выводится их перечень.
Автоматическое письмо, если обработка заказов прошла без ошибок

Автоматическое письмо с ошибками после обработки
Допустим, оператор увидел письмо от 1С с ошибкой «Не найдено соответствие в базе». Тогда он заходит в таблицу соответствий, вносит новую номенклатуру и запускает обработку повторно. Запуск обработки настраивается: ее можно включать по расписанию или вручную хоть каждые пять минут.
Раньше операторы ждали писем от магазинов, вручную сопоставляли наименования товаров и вбивали заказы. Теперь обработка делает все это в фоновом режиме незаметно для пользователей. Благодаря этому сокращается время на трудоемкое заполнение Excel-файлов — 1С сама выполняет утомительную работу и отправляет операторам результаты.
Наша обработка универсальная — она может работать с заказами из любых магазинов и торговых сетей.
Выполнили другие работы
Обработка по возвратам товаров, вид и качество которых не устроили магазины при внутренней приемке. Написали обработку для учета продукции, которую не приняли торговые точки. С ее помощью сотрудники выгружают заказы на определенную дату по нужному контрагенту и заносят товары, которые будут возвращены. Эта информация выводится в печатных формах и передается водителям. По распечатанным документам они забирают возвраты из магазинов.
Отчет «Отработанные и не вышедшие на маршрут транспортные средства». Написали отчет с информацией о рабочих днях штатных водителей. Каждый день напротив имени водителя выводятся значения «работал», «больничный», «выходной», «отпуск». В этом отчете администраторы, например, могут увидеть, что какой-то водитель не выходит на маршрут, и оперативно его заменить. В итоговом отчете выводится количество дней, которое отработал каждый водитель за период. Период может быть любым: несколько дней, неделя, месяц, год.
В первые дни января некоторые водители были в отпуске или на больничном

За 5 дней января водители отработали разное количество дней: кто-то болел, кто-то отдыхал, кто-то отказался
АО «ЗМК» — мой приоритетный клиент. Мне нравится, как заказчик грамотно и подробно объясняет суть задач. Причем сначала я не понимал, зачем рассказывать самые, казалось бы, незначительные детали, связанные с задачами. Но потом все сложилось. Клиент погружает в контекст настолько глубоко, что по задачам становится понятна каждая мелочь. Уточнять не приходится — все сразу максимально ясно. В результате у нас получаются красивые и удобные решения, которые ускоряют работу предприятия.
Результат
Заказчик упростил работу сотрудников и избавил их от рутины. Раньше операторы целый день составляли и корректировали график погрузки автомобилей в Excel, сейчас они вносят изменения одним нажатием кнопки и возвращаются к другой работе. Задачи и отчеты, которые мы реализовали, ускорили привычные операции и сделали их удобнее. Мы продолжаем сопровождать 1С:ERP и выполнять доработки системы.