Top.Mail.Ru

Горы, пустыня и ГУЛАГ — история про путешествие в Кодар

Фото-1.JPG


Если вы родились в Забайкалье и прожили там большую часть своей жизни, то с самых ранних лет вы неоднократно слышали об уникальном природном явлении — урочище Чарские пески — самой северной в мире песчаной пустыне, которая расположилась в долине между Кодарским, Удоканским и Каларским хребтами. И если вы обладаете пытливым умом, любите природу, а также интересуетесь историей родного края, то среди таких же авантюристов как вы не побывать ни разу в этой местности считается как минимум дурным тоном, а как максимум сумасшествием. Однако, для того чтобы добраться в Чарскую долину мне понадобилось переехать на другой конец страны, сменить сферу деятельности и заделаться пешим туристом. Но обо всем по порядку!

Фото-2.JPG

Нелегкая дорога навстречу приключениям

Добраться из Калининграда до Чары можно несколькими путями. Первый путь: долететь с пересадкой в Москве до столицы региона — города Чита — и затем пересесть на самолет авиалинии “Ангара”. Полет при этом займет 1 час 40 минут, а за билет придется отдать около 12 тыс. рублей в одну сторону за одного человека.

Второй путь: долететь с пересадкой в Москве до Красноярска, сменить комфортный Airbus A-321 на маршрутку с крыльями АТР 42-500 и провести в небе еще 3 часа 45 минут. Стоимость сего увлекательного мероприятия по маршруту Красноярск-Чара составит около 11 тыс. рублей в одну сторону на одного человека.

Первые два варианта очень сэкономят вам время (как минимум сутки, а то и двое), но никак ни деньги и нервы. Учитывая небывалую популярность Калининградской области среди направлений для отдыха россиян, повлекшей за собой рост спроса на авиабилеты в регион, а следовательно и цены на них, которая с каждым месяцем росла практически в геометрической прогрессии. В январе билеты с багажом можно было приобрести за 51 тыс. рублей на двоих, в марте они стоили уже 68 тыс. рублей и в дальнейшем продолжали наращивать стоимость. На пике цена именно на нужные нам самолеты достигла 198 тыс. рублей. Нервно посмеиваясь, что успели приобрести билеты из Калининграда до Красноярска по адекватной стоимости, мы с супругой спешно полезли в интернет покупать билеты Красноярск-Чара. Однако, как оказалось,  мы рано расслабились…Сюрприз в виде ремонта взлетно-посадочной полосы преподнес аэропорт в Чаре (о чем, похоже был не в курсе авиаперевозчик и спокойно продал нам билеты) и планы по спокойному осмотру Чары в ожидании остальной группы пришлось экстренно менять.

В связи с чем и появился третий путь: опять же с пересадкой в Москве на самолете добираемся до Красноярска и пересаживаемся на поезд Кисловодск-Тында, Красноярск-Нерюнгри или Новосибирск-Тында. Плацкартная романтика продлится в среднем 1 сутки и 16 часов, в течение которых вашему вниманию будут представлены Братская ГЭС, знаменитый на весь мир БАМ, северная часть озера Байкал, а также самый длинный железнодорожный тоннель в России. Вы бы упустили возможность увидеть столько интересных локаций? Я не смог, да и альтернатив вовремя успеть к началу тура уже не было.

Фото-3.JPG

Кодар и Чарские пески. F.A.Q.

Нитка маршрута проходит в национальном парке “Кодар” по живописной долине реки Средний Сакукан, берущей свое начало из ледников Кодарского хребта. Кодарский хребет, в свою очередь, расположен в пределах Олекмо-Витимской горной страны.

Фото-5.jpg

Сам маршрут можно условно разделить на две части. Первая часть — хардкорная — представляет собой марш-бросок по пересеченной местности с форсированием большого количества бродов, набором высоты с огромным рюкзаком за спиной, который еще и изрядно прибавил в весе из-за еды и общественного оборудования и борьбой с кедровым стлаником, норовящим зацепить и уронить зазевавшегося туриста. В этой же части мы посещаем горные озера, изучаем развалины ГУЛАГа, покоряем перевалы и осматриваем ледники. Вторая часть - лайтовая и, я бы даже сказал, это своего рода отдых от отдыха, когда вся группа пребывает в легком шоке после всего пережитого — она про катание с песчаных дюн, купание в озере, находящемся посреди пустыни, возлежание на берегу ручья и поедание голубики в несметных количествах.

Фото-6.jpg

Заброска в горы происходит на болотоходах: иначе пробраться через болота, мари, разливы Чары и Среднего Сакукана, а также множества других ручьев и речек можно только как следует замочив ноги. Со слов наших проводников, бывали года, когда забрать туристов с гор не представлялось возможным в течение несколько дней из-за дождей и подъема воды в реках. Ведь самая маленькая горная река буквально за считанные часы может превратиться ревущий поток, сметающий все на своем пути. Поездка на болотоходах заняла около 4 часов и покрыла 70 километров маршрута. И, когда мы счастливые и расслабленные поездкой на необычном транспорте, вытащили себя и рюкзаки из болотоходов, распределили модули с едой и общие вещи, оказалось что хардкор начинается именно здесь и именно сейчас, потому что вот тебе, дорогой турист, твой 20-килограммовый рюкзак и вперед навстречу приключениям. А точнее еще 10 километров пешим ходом до стоянки на ночлег. И молись, чтобы не было бродов!

Фото-9.jpg

А броды были, бродов нам отсыпали на всю стоимость тура, как любили шутить наши инструктора. Пожалуй, самый насыщенный бродами день был именно второй. Тогда дождь менялся местами с хмарью и моросью, наполняя реки водой и уменьшая наши шансы дойти до бывшей избушки гидрометеостанции, где мы планировали обосноваться на несколько дней, с сухими ногами. Если первые броды мы героически форсировали закатав штаны и переобувшись в бродную обувь, то на десятом километре пути вымочив все ботинки в напившимся водой мхе мы просто плюнули на переобувание и переходили разбушевавшиеся реки как есть. Мне тогда вспомнилась одна присказка от инструктора, с которым я сплавлялся в Башкирии - у водника ноги всегда сырые. И, похоже, совсем неважно, что водник решил переквалифицироваться!

Фото-11.jpg

Следующие несколько дней были наполнены бесконечной сушкой вещей (особенно ботинок), а также радиальными выходами от нашего лагеря до ближайших живописных локаций.

Фото-12.jpg

Пожалуй, самая интересная локация в пределах “шаговой” доступности — это несомненно пик БАМ высотой 3072 метра, являющийся высшей точкой хребта Кодар и Станового нагорья в целом (кстати, в этом году исполнилось 60 лет с момента первого восхождения на пик). Восхождение на пик БАМ не входило в наши цели в связи с тем, что этот маршрут имеет альпинистскую категорию 2Б-3А и требует не только хорошей физической подготовки, но и специального снаряжения. Вместо покорения вершины мы чудесно провели время на горных озерах Угловое и Красавица, изучили ледник Нины Азаровой, лежащий у подножия пика БАМ и являющийся в какой-то степени чудом для данной местности в связи с расположением на высоте 2110 м, что намного ниже расчётной для данного места климатической снеговой линии: она должна проходить на высоте 3300 м.

Фото-17.JPG

Отдельно стоит рассказать о посещении Мраморного ущелья и его жуткой достопримечательности - Борского исправительно-трудовой лагеря БОРЛАГа. БОРЛАГ функционировал с 1949 по 1951 год и занимался добычей урановой руды в пяти штольнях на высоте 2300 метров. Говорят, частично кодарский уран был в первой советской атомной бомбе, хотя верится в это слабо, учитывая что борлаговские штольни дали всего 1200 кг урановой руды. На территории лагеря очень хорошо сохранились здания администрации, туристы приносят к ним найденную утварь. Даже отринув историю, ущелье производит гнетущее впечатление: летом солнце заглядывает сюда всего на несколько часов, а тяжелая тишина нарушается только редкими камнепадами…

Фото-22.jpg

Спустя несколько дней мы с грустью прощаемся с горами и выбираемся в урочище Чарские пески. Путь занимает целых два дня, в течение которых мы вновь преодолеваем броды, проходим разрушенные мосты и идем вниз по 70-летней дороге, которая была построена для обеспечения БОРЛАГа (поговаривают, что силами его заключенных). Постепенно тайга сменяется степными участками, под ногами появляется песчаная почва. Наконец, выходим к Чарским пескам и разбиваем лагерь у озера с милым названием Алёнушка. Ближайшие дни проводим за бесконтрольным поеданием голубики, купанием в озере, катанием с дюн и наблюдением за волшебными закатами.

Фото-29.JPG

Впечатления от похода

С точки зрения физической подготовки поход оказался проще, чем я думал. В моей голове витал миф, что Кодар — это некое непокоримое и непостижимое место. Оказалось все гораздо приземленнее. Не нужно быть мастером спорта по спортивному туризму, чтобы пройти этот путь, однако, определенная подготовка все же нужна. Хотя бы для того, чтобы избежать мелких травм в виде растяжений, вывихов и прочих досадных нюансов, а также чтобы иметь возможность забраться повыше и подальше и увидеть побольше :)

Если говорить о моих впечатлениях от самого Кодара, Чарских песков и местности в целом, то действительность в очередной раз разминулась с реальностью. Вся подготовка к походу, чтение статей, просмотр фото и видео отчетов сложили у меня в голове ложное представление о природе Забайкальского севера как о крайне угрюмом, не приветливом крае со скупой природой и суровыми погодными условиями. Оказавшись там вживую, я был очень приятно удивлен и ошарашен. Скалы были больше, реки были чище, а лес гуще, чем на фотографиях очевидцев. Получается своего рода лайфхак: строишь себе заниженные ожидания, чтобы получить взрыв положительных эмоций, когда окружающая действительность с легкостью превосходит их.

Экипировка. В горах нет места универсальности. Опрометчиво я решил не покупать себе специальную походную куртку-пуховку, надеясь, что моя гражданская одежда сможет легко ее заменить. Это оказалось ошибкой. Как и у любого туриста-новичка, мой рюкзак был непомерно тяжелым. Как потом удалось выяснить, рюкзаки инструкторов и более опытных товарищей были на 3-5 килограмм легче, что очень ощутимо на бродах и подъемах.

Поход — это удивительная перезарадка мозга и перезагрузка тела, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Ты окунаешься в другой мир, а окружающие тебя люди раскрываются с иной стороны. Ты получаешь очень теплые и редкие эмоции, ощущаешь поддержку и жгучее желание поддерживать остальных. Одновременно с этим, на долгих переходах ты остаешься один на один со своими мыслями, один на один с собой. Прекрасный повод навести порядок в голове, обдумать многое.

О чем жалею? Мало фотографий, не так хорошо узнал товарищей, быстро уставал и порой не было сил дойти посмотреть что-то интересное. Хотел бы вернуться и повторить? Этот маршрут, наверное нет, еще раз посетить Кодар — ДА!

Фото-37.jpg

Разработка и новости из мира 1С

Подпишитесь на Телеграм-канал, чтобы быть в курсе

Эту статью хорошо дополняют
Казначейство в 1С:ERP. Планирование денежного потока
Реализация конфигурации с нуля. Портал для клиентов организации с синхронизацией с учетной системой
Частичная ликвидация основных средств в 1С
Модернизация основного средства в 1С
Основы бюджетирования и способы его автоматизации в 1С
Разукомплектация основного средства в 1С
Основные отличия 1С: Бухгалтерия 8 ПРОФ от КОРП
Основные отличия ПРОФ и КОРП 1С: Документооборот
Назначение и особенности 1С: Бухгалтерия 8
Свяжитесь с нами